Обрезная строганая доска, которая называется вагонка, часто изготавливается из лиственницы. Вся вагонка подразделяется на классы и изготавливается в соответствии с четкими требованиями.
Перед изготовлением обрезной доски, которая служит основой для вагонки, лиственничные срубы тщательно осматривают и сортируют. Далее их направляют на пилораму.
На пилораме древесина подвергается сушке (технологи добиваются влажности 8-12%). Без этого дерево начнет гнить и чернеть из-за переизбытка влаги. Способов сушки существует масса. Например, естественная на открытом воздухе. Она занимает много времени и зависит от времени года. Контактная сушка – зажимание полотна между двумя нагретыми поверхностями. Сушка в химической смеси петролатум проходит гораздо быстрее, но в этом случае часть жидкости проникает в дерево. Также есть индукционная, ротационная, на основе холодильного оборудования и т.д. Чаще используют камерный способ сушки. Благодаря этому способу можно регулировать процент влажности, а время на сушку затрачивается гораздо меньше, чем при естественном способе. Новейший метод – инфракрасная сушка. За несколько часов в специальной камере нагревательные инфракрасные излучатели равномерно высушат материал и максимально сохранят структуру дерева.
После сушки древесина обрабатывается при помощи строгания. Такой способ помогает устранить мелкие дефекты, шероховатости, и придать нужную форму изделию. С помощью фреза вагонку обрабатывают с четырех сторон одновременно. На этом этапе вагонка приобретает соединение шип-паз. Далее ее сортируют по классам.
Деление на классы
Согласно европейским промышленным стандартам, вагонка имеет три класса – A, B, C. На этапе классификации вагонка отбирается по наличию сучков, трещин, шероховатостей, равномерности окраски и т.д. Чем меньше дефектов, тем выше класс.
В отечественном производстве вагонку изготавливают в соответствии с ГОСТ 8242-88, и деление происходит на первый, второй и третий сорта. Также, производители могут предлагать свои сорта. Например, на сайте компании «АТОЛЛ-ВУД» можно купить вагонку из лиственницы в СПб сортов «Экстра», «Прима», «AB» и «B».
Виды профилей
Помимо классов, вагонка подразделяется на профили – по внешнему виду изделия:
- стандарт - в сечении напоминает трапецию. Без закругленных углов, изготавливается с меньшей длиной шипа, во избежание деформации обшивки при рассыхании изделия в месте соединения шипа и паза;
- штиль - в отличие от профиля «стандарт», имеет закругленные углы. Готовое полотно имитирует стену, собранную из бруса;
- евровагонка - изготавливается по западноевропейскому стандарту. Отличается наличием вентиляционных борозд на тыльной стороне доски, что защищает от образования конденсата, гниения и позволяют снизить давление на конструкцию. Самый популярный вид профиля;
- софтлайн - с закругленными углами и более гладкой поверхностью. Благодаря более широкому шипу увеличивается надежность в эксплуатации;
- американка - в сечении имеет скошенный на 5 градусов профиль. Создает имитацию сайдинга за счет соединения внахлест;
- блокхаус - отличается полностью закругленным видом в сечении. Готовая стена имитирует бревенчатую сборку;
- ландхаус - отличается наличием рисунков на лицевой стороне доски. Один из самых дорогих видов профиля.
Вагонка используется для облицовки как внутри помещений, так и снаружи.
Вагонку из сибирской лиственницы предлагает купить компания «АТОЛЛ-ВУД» в СПб без посреднических наценок, ведь в таком случае это будет максимально дешево.